Текст Дильноза Мирхаликова

что всё решают деньги. Я сделала, как мне советовали, утешая себя мыслью о том, что всё же для кого-то я была довольно полезной биомассой, которая передвигается по аудитории, создавая в нашу летнюю жару хоть какое-то дуновение. Для некоторых я открыла несколько новых понятий, некоторых, возможно, чему-то научила.
Я вернулась к вопросу о «Забей!»,
пролистывая
«программного» Чехова. Увы, система вузовского
образования на сегодня такова, что преподаватели
филфака, знакомя нас с «непознанным» Чеховым,
вселили в нас одну единственную мысль: письма
Чехова увлекательны и задорны.
«программного» Чехова. Увы, система вузовского
образования на сегодня такова, что преподаватели
филфака, знакомя нас с «непознанным» Чеховым,
вселили в нас одну единственную мысль: письма
Чехова увлекательны и задорны.
А что в нем, собственно, такого? Правда, для чего
он нам? Что конкретно вам он сказал? Каждый
понимает текст в силу разных причин по-разному.
Лично для меня он сделал очень много. Он ответил
на мой уточняющий встречный вопрос: «А надо ли
забивать?»
он нам? Что конкретно вам он сказал? Каждый
понимает текст в силу разных причин по-разному.
Лично для меня он сделал очень много. Он ответил
на мой уточняющий встречный вопрос: «А надо ли
забивать?»
«Палату №6» можно утрированно обозначить
как повесть о нормальности
ненормальности. Мол, Чехов в очередной раз диву
дался, в каком пошлом
обывательстве он живет, что всепожирающий быт — это
плохо, и что народ
в конец отупел. Но, на мой взгляд, визгливый душевнобольной
герой сказал
главную фразу, которой я отвечаю на свои вопросы по жизни из серии
«а не забить ли?» Он сказал: «...органическая ткань, если она жизнеспособна,
должна реагировать на всякое раздражение. И я реагирую! На боль я отвечаю
криком
и слезами, на подлость — негодованием, на мерзость — отвращением.
По-моему, это, собственно, и называется жизнью».
Продолжая свою педагогическую практику, перестала стесняться читать мораль
и нотации
школьникам. Мне кажется, в школе еще не поздно вправить мозг
будущим членам
обывательского общества.
Будучи человеком в зрелых годах, Чехов, как и старый
учитель, который,
не читая работы, ставит оценки интуитивно, мог бы не вникать
в причины упадка
нашего общества, а просто поставить ему диагноз и продолжить
зло высмеивать
его подобно Салтыкову-Щедрину. Но когда читаешь Чехова,
чувствуешь
иронию с некоторой добротой и вторым шансом. Это небезразличие, к
которому
он призывает в «Рассказе неизвестного человека», вселяет надежду
на
небесплодность усилий изменить что-то вокруг.
«Живой человек не
может не волноваться и не отчаиваться, когда видит,
как погибает сам и вокруг
гибнут другие».
Речь вовсе не о
помощи бездомным животным, скорее о людях. Да, о людях, некоторые из которых
вызывают скорее отвращение, чем желание помочь.
Потому что тупости в их
поступках больше, чем логики. Но Чехов призывает
к активности, что мне и
нравится, не фанатично, не через призму всепрощающей толстовской любви к
ближнему, а просто из логики здравого смысла. Пошлость,
с которой мы все
сталкиваемся ежедневно, по идее должна обрести уже
коридоры и тоннели, по
которым спокойно расхаживаем такие умные,
напичканные жизненными статусами из
ленты, МЫ. Мы сумели ужиться
с пошлостью. В ирреальном пространстве мы
искренние и продвинутые,
но в жизни спокойно терпим все, что нам дают понять и
сделать.
Не знаю, что в этом
смысле можно назвать атакой. Попытка одного
по сей день в глазах
общественности делает его жмотом и мелочным.
Хотя ничего в этом ненормального
нет. Он не молчит, он, если надо,
кричит, шумит, вообще показывает, что он жив,
есть и не допустит,
чтобы его держали за дурака. Думаю, Чехов тоже стал бы
принципиальничать.
И не страшно, что назовут занудой и
ворчуном. Чехов для меня
по сей день тот, который меняет реальность, не забывая
над ней
глумиться в свое удовольствие. Терпёж, с которым ежедневно
борется
огромное количество взрослых людей, негативно
сказывается на их детях. В целом,
пройдясь по Чехову уже в своей взрослости, я понимаю, как много атак можно
заточить уже сегодня
в этих самых детях против этой самой пошлости.
----наша страничка----
Чем отличаются
классики от современных авторов
Комментариев нет:
Отправить комментарий