Продолжаем публиковать материалы в
рубрике «Лекции». На этот раз —
отрывок из книги писательницы Сьюзен
Сонтаг «О фотографии», в котором
она рассуждает, можно ли фотографию назвать
искусством и почему
искусство все больше стремится стать фотографией.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Искусство стремится стать фотографией
американская писательница, литературный, художественный, театральный
кинокритик, лауреат национальных и международных премий
![]() |
. . |
потеснив почтенное искусство живописи. Бодлер счел ее
«смертельным врагом» живописи. Но со временем было
заключено перемирие, и в фотографии признали
освободительницу живописи. Уэстон в 1930 году
воспользовался самой распространенной формулой, чтобы
успокоить встревоженных художников: «Фотография
отсеяла или отсеет в конце концов большое количество
живописи — за что художник должен быть глубоко
благодарен».
![]() |
. . |
изобразительности, живопись может устремиться к более
высокой цели — абстракции. В историях фотографии и
в фотографической критике постоянно говорится об этом
![]() |
Pepper No 30. Эдвард Уэстон. 1930 г. |
и живописью, который позволил им решать свои разные,
но одинаково важные задачи при взаимном творческом
влиянии. На самом деле эта легенда сильно искажает
историю и фотографии, и живописи.
![]() |
. . |
Фотографический
способ фиксации внешнего мира открыл
для художников новые схемы композиции и
новые сюжеты,
пробудив интерес к фрагменту, краткому эпизоду простой
жизни, к
быстротечности движения и световым эффектам.
Живопись не столько обратилась к
абстракции, сколько
освоилась со взглядом камеры, сделавшись (по выражению
Марио Праца) телескопической, микроскопической
и фотоскопической по своей
структуре.
![]() |
натуралистические эффекты фотографии. А фотография
вместо того, чтобы ограничиться натуралистическим
изображением и предоставить абстракцию заботам
художников, не отставала от живописи и усваивала все ее
антинатуралистические достижения.
![]() |
прожорливости фотографии. В отношениях между
фотографией и живописью последнее слово всегда
оставалось за фотографией. Не случайно, что художники
от Делакруа и Тернера до Пикассо и Бэкона прибегали
к фотографии как к вспомогательному средству, но никому
![]() |
Один из Трех этюдов в ногах распятия. Фрэнсис Бэкон. 1944 г. |
на помощь живопись.
![]() |
. . |
Фотографии
могут быть включены или переписаны
в картину (или в коллаж, или в ассамбляж),
но фотография
вбирает в свое нутро, объемлет собой само искусство.
Знакомство с
живописью, вероятно, поможет нам увидеть
фотографии. Но фотография ослабила
наше восприятие
живописи. (Бодлер был прав в нескольких отношениях.)
Никто
никогда не считал, что литография или гравюра
с картины — популярные в прошлом
методы
репродукции — впечатляют или приносят больше
удовлетворения, чем сама картина.
Но фотография,
превращающая интересные фрагменты в самостоятельные
композиции и
подлинные цвета — в яркие, может доставить
совсем другого рода удовольствие.
![]() |
. |
Судьба
увела фотографию далеко от той ограниченной
роли, которую ей отводили вначале:
более точно
отображать реальность (в том числе произведения
искусства).
Фотография сама — реальность, реальный
объект зачастую представляется ее
бледным вариантом.
Фотография делает нормой восприятие искусства из вторых
рук,
через посредника, тоже интенсивное, но по-своему.
![]() |
. . |
фотографии, не значит отстаивать некую мистику
«оригинала», обращающегося к зрителю без посредника.
Зрительное восприятие — сложный акт, и ни одна великая
картина не донесет до зрителя своей ценности без той или
иной его подготовки и обучения. Кроме того, люди,
которым труднее увидеть оригинальное произведение
искусства после того, как они видели его фотографическую
копию, это, скорее всего те, кто и в оригинале мало что
увидел бы.)
![]() |
. . |
фотографии) известны теперь по фотографическим копиям,
фотография и другие виды художественной деятельности,
выстроенные по образцу фотографии, и вкусы, производные
от фотографических, радикально преобразовали
традиционные изобразительные искусства и традиционные
нормы вкуса, включая саму идею произведения искусства.
Произведение искусства все реже и реже представляет
собой уникальный объект, оригинал, созданный
![]() |
Поле молний. Уолтер Де Мария. 1977 г. Работа, состоящая из 400 молниеотводов, всаженных в пустое поле в Нью-Мексико. Цель - привлечь множество молний и заснять их на камеру. |
наблюдается тенденция к созданию репродуцируемых
объектов.
![]() |
. . |
И,
наконец, фотография приобрела настолько важную
роль в изобразительных
искусствах, что создаются
произведения специально для того, чтобы быть
сфотографированными. Произведения многих
концептуалистов, пейзажи и строения,
упакованные Кристо,
ленд-арт Уолтера Де Мария и Роберта Смитсона известны
главным образом по фотографиям в галереях и музеях;
иногда их размеры так
велики, что и рассмотреть их можно
только на фотографии (или с самолета). Такие
фотографии
даже теоретически не предполагают нашего обращения
к оригиналу.
![]() |
. . |
признали искусством, основываясь именно на этом
предполагаемом перемирии между ней и живописью. Но
сам вопрос о том, является ли она искусством, по сути,
вводит в заблуждение. Хотя фотография рождает
произведения, которые можно назвать
художественными — в них есть субъективность, они могут
лгать, они доставляют эстетическое удовольствие, — она
прежде всего не вид искусства.
![]() |
. |
прочего) создаются произведения искусства. В языке есть
место научным рассуждениям, бюрократическим
документам, любовным письмам, спискам съестных
припасов и Парижу Бальзака. В фотографии — снимкам
для паспорта, фотографиям погоды, порнографическим
картинкам, рентгенограммам, свадебным снимкам
и Парижу Атже.
![]() |
Старьевщик в Париже. Авеню де Гобелен. Эжен Атже. 1899 г. |
![]() |
. . |
деятельность некоторых фотографов согласуется
с традиционным понятием изобразительного искусства,
поскольку исключительно одаренные фотографы создают
вещи, обладающие самостоятельной ценностью,
фотография с самого начала способствовала такому
представлению об искусстве, которое говорит,
что искусство устарело. Воздействие фотографии — и ее
центральное положение в нынешней эстетической
проблематике — таково, что она подтверждает оба
представления об искусстве. Но в конечном счете
убедительнее подтверждает то, согласно которому
искусство устарело.
![]() |
. |
изобразительные системы, которым достаточно поделить
территорию, чтобы помириться. Фотография —
предприятие другого порядка. Хотя сама она не вид
искусства, у нее есть странное свойство превращать
в произведения искусства все свои сюжеты. Вопрос о том,
является фотография искусством или нет, снимается тем
фактом, что она ставит перед искусствами новые цели.
![]() |
. |
по которому движутся теперь и модернистское высокое
искусство, и коммерческие искусства: превращение
искусств в метаискусства или средства массовой
коммуникации. (Такие отрасли, как кино, телевидение,
видео, магнитофонная музыка Кейджа, Штокхаузена
и Стива Райха, — суть логические расширения модели,
которая сложилась в фотографии.)
![]() |
Джон
Нефф исполняет пьесу Джона Кейджа 4'33'', которая названа так потому, что длится 4 минуты 33 секунды. В течение всего этого времени пианист не издает ни звука. |
![]() |
. . |
для них характерно одиночное произведение, созданное
индивидуальным художником, они предполагают иерархию
сюжетов, когда одни сюжеты считаются важными,
глубокими, благородными, а другие — неважными,
тривиальными, низкими. Средства массовой коммуникации
демократичны: в них ослаблена роль создателя, автора
(из-за того, что используются процессы, основанные
на случайности, а производство имеет коллективный характер),
а материалом для них служит весь мир.
![]() |
. . |
различия между подлинником и подделкой, оригиналом
и копией, хорошим вкусом и плохим. В средствах
массовой коммуникации эти различия смазаны, если
не совсем отменены. В изобразительных искусствах
предполагается, что определенные темы или восприятия
нагружены смыслом. Средства массовой коммуникации
в существе своем бессодержательны. (Эту истину
и выражает знаменитое высказывание Маршалла Маклюэна
«The medium is the message»). Их тон по преимуществу
ироничен, невозмутим или пародиен.
![]() |
создаваться таким образом, чтобы конечным результатом
стала фотография. Модернисту придется перефразировать
изречение Патера, что все искусство стремится к тому,
чтобы стать музыкой. Теперь все искусство стремится
к тому, чтобы стать фотографией.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----наша страничка----
Лекция Бориса Гройса
о том, что такое
современное искусство
Комментариев нет:
Отправить комментарий