7 июня 2013 г.

Фотокусство












Продолжаем публиковать материалы в рубрике «Лекции». На этот раз — 
отрывок из книги писательницы Сьюзен Сонтаг «О фотографии», в котором 
она рассуждает, можно ли фотографию назвать искусством и почему 
искусство все больше стремится стать фотографией.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------






Искусство стремится стать фотографией



американская писательница, литературный, художественный, театральный 
кинокритик, лауреат национальных и международных премий






.


.
Фотография явилась на свет выскочкой, сразу как будто бы 
потеснив почтенное искусство живописи. Бодлер счел ее 
«смертельным врагом» живописи. Но со временем было 
заключено перемирие, и в фотографии признали 
освободительницу живописи. Уэстон в 1930 году 
воспользовался самой распространенной формулой, чтобы 
успокоить встревоженных художников: «Фотография 
отсеяла или отсеет в конце концов большое количество 
живописи — за что художник должен быть глубоко 
благодарен». 

.
.
Освободившись от черного труда натуралистической 
изобразительности, живопись может устремиться к более 
высокой цели — абстракции. В историях фотографии и 
в фотографической критике постоянно говорится об этом 
Pepper No 30.
Эдвард Уэстон. 1930 г.
мифическом пакте, заключенном между фотографией 
и живописью, который позволил им решать свои разные, 
но одинаково важные задачи при взаимном творческом 
влиянии. На самом деле эта легенда сильно искажает 
историю и фотографии, и живописи.

.
.
Фотографический способ фиксации внешнего мира открыл 
для художников новые схемы композиции и новые сюжеты, 
пробудив интерес к фрагменту, краткому эпизоду простой 
жизни, к быстротечности движения и световым эффектам. 
Живопись не столько обратилась к абстракции, сколько 
освоилась со взглядом камеры, сделавшись (по выражению 
Марио Праца) телескопической, микроскопической 
и фотоскопической по своей структуре. 


Но художники никогда не оставляли попыток имитировать
натуралистические эффекты фотографии. А фотография 
вместо того, чтобы ограничиться натуралистическим 
изображением и предоставить абстракцию заботам 
художников, не отставала от живописи и усваивала все ее 
антинатуралистические достижения.



В более общем плане эта легенда не учитывает 
прожорливости фотографии. В отношениях между 
фотографией и живописью последнее слово всегда 
оставалось за фотографией. Не случайно, что художники 
от Делакруа и Тернера до Пикассо и Бэкона прибегали 
к фотографии как к вспомогательному средству, но никому 
Один из Трех этюдов
в ногах распятия.
Фрэнсис Бэкон. 1944 г.
не придет в голову, что фотография может призвать 
на помощь живопись.

.










.
Фотографии могут быть включены или переписаны 
в картину (или в коллаж, или в ассамбляж), но фотография 
вбирает в свое нутро, объемлет собой само искусство. 
Знакомство с живописью, вероятно, поможет нам увидеть 
фотографии. Но фотография ослабила наше восприятие 
живописи. (Бодлер был прав в нескольких отношениях.) 
Никто никогда не считал, что литография или гравюра 
с картины — популярные в прошлом методы 
репродукции — впечатляют или приносят больше 
удовлетворения, чем сама картина. Но фотография, 
превращающая интересные фрагменты в самостоятельные 
композиции и подлинные цвета — в яркие, может доставить 
совсем другого рода удовольствие. 

.
Судьба увела фотографию далеко от той ограниченной 
роли, которую ей отводили вначале: более точно 
отображать реальность (в том числе произведения 
искусства). Фотография сама — реальность, реальный 
объект зачастую представляется ее бледным вариантом. 
Фотография делает нормой восприятие искусства из вторых 
рук, через посредника, тоже интенсивное, но по-своему. 

.



.
(Сожалеть о том, что для многих заменой картин стали их 
фотографии, не значит отстаивать некую мистику 
«оригинала», обращающегося к зрителю без посредника. 
Зрительное восприятие — сложный акт, и ни одна великая 
картина не донесет до зрителя своей ценности без той или 
иной его подготовки и обучения. Кроме того, люди, 
которым труднее увидеть оригинальное произведение 
искусства после того, как они видели его фотографическую 
копию, это, скорее всего те, кто и в оригинале мало что 
увидел бы.)

.





.
Поскольку большинство произведений искусства (включая 
фотографии) известны теперь по фотографическим копиям, 
фотография и другие виды художественной деятельности, 
выстроенные по образцу фотографии, и вкусы, производные 
от фотографических, радикально преобразовали 
традиционные изобразительные искусства и традиционные 
нормы вкуса, включая саму идею произведения искусства. 
Произведение искусства все реже и реже представляет 
собой уникальный объект, оригинал, созданный 
Поле молний.
Уолтер Де Мария. 1977 г.
Работа, состоящая
из 400 молниеотводов,
всаженных в пустое поле
в Нью-Мексико.
Цель - привлечь множество
молний и заснять
их на камеру.
индивидуальным художником. Сегодня в живописи 
наблюдается тенденция к созданию репродуцируемых 
объектов. 

.





.
И, наконец, фотография приобрела настолько важную 
роль в изобразительных искусствах, что создаются 
произведения специально для того, чтобы быть 
сфотографированными. Произведения многих 
концептуалистов, пейзажи и строения, упакованные Кристо, 
главным образом по фотографиям в галереях и музеях; 
иногда их размеры так велики, что и рассмотреть их можно 
только на фотографии (или с самолета). Такие фотографии 
даже теоретически не предполагают нашего обращения 
к оригиналу. 

.

.
Фотографию сперва неохотно, а потом с энтузиазмом 
признали искусством, основываясь именно на этом 
предполагаемом перемирии между ней и живописью. Но 
сам вопрос о том, является ли она искусством, по сути, 
вводит в заблуждение. Хотя фотография рождает 
произведения, которые можно назвать 
художественными — в них есть субъективность, они могут 
лгать, они доставляют эстетическое удовольствие, — она 
прежде всего не вид искусства.

.
Подобно языку, фотография — среда, в которой (среди 
прочего) создаются произведения искусства. В языке есть 
место научным рассуждениям, бюрократическим 
документам, любовным письмам, спискам съестных 
припасов и Парижу Бальзака. В фотографии — снимкам 
для паспорта, фотографиям погоды, порнографическим 
картинкам, рентгенограммам, свадебным снимкам 
и Парижу Атже.
Старьевщик в Париже.
Авеню де Гобелен.
Эжен Атже. 1899 г.

.






.
Фотография не искусство, как живопись и поэзия. Хотя 
деятельность некоторых фотографов согласуется 
с традиционным понятием изобразительного искусства, 
поскольку исключительно одаренные фотографы создают 
вещи, обладающие самостоятельной ценностью, 
фотография с самого начала способствовала такому 
представлению об искусстве, которое говорит, 
что искусство устарело. Воздействие фотографии — и ее 
центральное положение в нынешней эстетической 
проблематике — таково, что она подтверждает оба 
представления об искусстве. Но в конечном счете 
убедительнее подтверждает то, согласно которому 
искусство устарело. 

.
Живопись и фотография — не конкурирующие 
изобразительные системы, которым достаточно поделить 
территорию, чтобы помириться. Фотография — 
предприятие другого порядка. Хотя сама она не вид 
искусства, у нее есть странное свойство превращать 
в произведения искусства все свои сюжеты. Вопрос о том, 
является фотография искусством или нет, снимается тем 
фактом, что она ставит перед искусствами новые цели.

.
На своем примере она продемонстрировала направление, 
по которому движутся теперь и модернистское высокое 
искусство, и коммерческие искусства: превращение 
искусств в метаискусства или средства массовой 
коммуникации. (Такие отрасли, как кино, телевидение, 
видео, магнитофонная музыка Кейджа, Штокхаузена 
и Стива Райха, — суть логические расширения модели, 
которая сложилась в фотографии.)
Джон Нефф исполняет пьесу
Джона Кейджа 4'33'', которая
названа 
так потому, что длится
4 минуты 33 секунды.
В течение всего этого
времени пианист не издает
ни звука.

.



.
Традиционные изобразительные искусства элитарны: 
для них характерно одиночное произведение, созданное 
индивидуальным художником, они предполагают иерархию 
сюжетов, когда одни сюжеты считаются важными, 
глубокими, благородными, а другие — неважными, 
тривиальными, низкими. Средства массовой коммуникации 
демократичны: в них ослаблена роль создателя, автора 
(из-за того, что используются процессы, основанные 
на случайности, а производство имеет коллективный характер), 
а материалом для них служит весь мир. 

.




.
В традиционных изобразительных искусствах важны 
различия между подлинником и подделкой, оригиналом 
и копией, хорошим вкусом и плохим. В средствах 
массовой коммуникации эти различия смазаны, если 
не совсем отменены. В изобразительных искусствах 
предполагается, что определенные темы или восприятия 
нагружены смыслом. Средства массовой коммуникации 
в существе своем бессодержательны. (Эту истину 
и выражает знаменитое высказывание Маршалла Маклюэна 
«The medium is the message»). Их тон по преимуществу 
ироничен, невозмутим или пародиен.


Это неизбежно, что все больше и больше искусства будет 
создаваться таким образом, чтобы конечным результатом
стала фотография. Модернисту придется перефразировать 
изречение Патера, что все искусство стремится к тому, 
чтобы стать музыкой. Теперь все искусство стремится 
к тому, чтобы стать фотографией.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------





----наша страничка----











Лекция Бориса Гройса 
о том, что такое 
современное искусство


Комментариев нет:

Отправить комментарий