Продолжаем публиковать материалы в
рубрике «Лекции». На этот раз —
отрывок из книги писательницы Сьюзен
Сонтаг «О фотографии», в котором
она рассуждает, можно ли фотографию назвать
искусством и почему
искусство все больше стремится стать фотографией.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Искусство стремится стать фотографией
американская писательница, литературный, художественный, театральный
кинокритик, лауреат национальных и международных премий
. . |
потеснив почтенное искусство живописи. Бодлер счел ее
«смертельным врагом» живописи. Но со временем было
заключено перемирие, и в фотографии признали
освободительницу живописи. Уэстон в 1930 году
воспользовался самой распространенной формулой, чтобы
успокоить встревоженных художников: «Фотография
отсеяла или отсеет в конце концов большое количество
живописи — за что художник должен быть глубоко
благодарен».
. . |
изобразительности, живопись может устремиться к более
высокой цели — абстракции. В историях фотографии и
в фотографической критике постоянно говорится об этом
Pepper No 30. Эдвард Уэстон. 1930 г. |
и живописью, который позволил им решать свои разные,
но одинаково важные задачи при взаимном творческом
влиянии. На самом деле эта легенда сильно искажает
историю и фотографии, и живописи.
. . |
Фотографический
способ фиксации внешнего мира открыл
для художников новые схемы композиции и
новые сюжеты,
пробудив интерес к фрагменту, краткому эпизоду простой
жизни, к
быстротечности движения и световым эффектам.
Живопись не столько обратилась к
абстракции, сколько
освоилась со взглядом камеры, сделавшись (по выражению
Марио Праца) телескопической, микроскопической
и фотоскопической по своей
структуре.
натуралистические эффекты фотографии. А фотография
вместо того, чтобы ограничиться натуралистическим
изображением и предоставить абстракцию заботам
художников, не отставала от живописи и усваивала все ее
антинатуралистические достижения.
прожорливости фотографии. В отношениях между
фотографией и живописью последнее слово всегда
оставалось за фотографией. Не случайно, что художники
от Делакруа и Тернера до Пикассо и Бэкона прибегали
к фотографии как к вспомогательному средству, но никому
Один из Трех этюдов в ногах распятия. Фрэнсис Бэкон. 1944 г. |
на помощь живопись.
. . |
Фотографии
могут быть включены или переписаны
в картину (или в коллаж, или в ассамбляж),
но фотография
вбирает в свое нутро, объемлет собой само искусство.
Знакомство с
живописью, вероятно, поможет нам увидеть
фотографии. Но фотография ослабила
наше восприятие
живописи. (Бодлер был прав в нескольких отношениях.)
Никто
никогда не считал, что литография или гравюра
с картины — популярные в прошлом
методы
репродукции — впечатляют или приносят больше
удовлетворения, чем сама картина.
Но фотография,
превращающая интересные фрагменты в самостоятельные
композиции и
подлинные цвета — в яркие, может доставить
совсем другого рода удовольствие.
. |
Судьба
увела фотографию далеко от той ограниченной
роли, которую ей отводили вначале:
более точно
отображать реальность (в том числе произведения
искусства).
Фотография сама — реальность, реальный
объект зачастую представляется ее
бледным вариантом.
Фотография делает нормой восприятие искусства из вторых
рук,
через посредника, тоже интенсивное, но по-своему.
. . |
фотографии, не значит отстаивать некую мистику
«оригинала», обращающегося к зрителю без посредника.
Зрительное восприятие — сложный акт, и ни одна великая
картина не донесет до зрителя своей ценности без той или
иной его подготовки и обучения. Кроме того, люди,
которым труднее увидеть оригинальное произведение
искусства после того, как они видели его фотографическую
копию, это, скорее всего те, кто и в оригинале мало что
увидел бы.)
. . |
фотографии) известны теперь по фотографическим копиям,
фотография и другие виды художественной деятельности,
выстроенные по образцу фотографии, и вкусы, производные
от фотографических, радикально преобразовали
традиционные изобразительные искусства и традиционные
нормы вкуса, включая саму идею произведения искусства.
Произведение искусства все реже и реже представляет
собой уникальный объект, оригинал, созданный
Поле молний. Уолтер Де Мария. 1977 г. Работа, состоящая из 400 молниеотводов, всаженных в пустое поле в Нью-Мексико. Цель - привлечь множество молний и заснять их на камеру. |
наблюдается тенденция к созданию репродуцируемых
объектов.
. . |
И,
наконец, фотография приобрела настолько важную
роль в изобразительных
искусствах, что создаются
произведения специально для того, чтобы быть
сфотографированными. Произведения многих
концептуалистов, пейзажи и строения,
упакованные Кристо,
ленд-арт Уолтера Де Мария и Роберта Смитсона известны
главным образом по фотографиям в галереях и музеях;
иногда их размеры так
велики, что и рассмотреть их можно
только на фотографии (или с самолета). Такие
фотографии
даже теоретически не предполагают нашего обращения
к оригиналу.
. . |
признали искусством, основываясь именно на этом
предполагаемом перемирии между ней и живописью. Но
сам вопрос о том, является ли она искусством, по сути,
вводит в заблуждение. Хотя фотография рождает
произведения, которые можно назвать
художественными — в них есть субъективность, они могут
лгать, они доставляют эстетическое удовольствие, — она
прежде всего не вид искусства.
. |
прочего) создаются произведения искусства. В языке есть
место научным рассуждениям, бюрократическим
документам, любовным письмам, спискам съестных
припасов и Парижу Бальзака. В фотографии — снимкам
для паспорта, фотографиям погоды, порнографическим
картинкам, рентгенограммам, свадебным снимкам
и Парижу Атже.
Старьевщик в Париже. Авеню де Гобелен. Эжен Атже. 1899 г. |
. . |
деятельность некоторых фотографов согласуется
с традиционным понятием изобразительного искусства,
поскольку исключительно одаренные фотографы создают
вещи, обладающие самостоятельной ценностью,
фотография с самого начала способствовала такому
представлению об искусстве, которое говорит,
что искусство устарело. Воздействие фотографии — и ее
центральное положение в нынешней эстетической
проблематике — таково, что она подтверждает оба
представления об искусстве. Но в конечном счете
убедительнее подтверждает то, согласно которому
искусство устарело.
. |
изобразительные системы, которым достаточно поделить
территорию, чтобы помириться. Фотография —
предприятие другого порядка. Хотя сама она не вид
искусства, у нее есть странное свойство превращать
в произведения искусства все свои сюжеты. Вопрос о том,
является фотография искусством или нет, снимается тем
фактом, что она ставит перед искусствами новые цели.
. |
по которому движутся теперь и модернистское высокое
искусство, и коммерческие искусства: превращение
искусств в метаискусства или средства массовой
коммуникации. (Такие отрасли, как кино, телевидение,
видео, магнитофонная музыка Кейджа, Штокхаузена
и Стива Райха, — суть логические расширения модели,
которая сложилась в фотографии.)
Джон
Нефф исполняет пьесу Джона Кейджа 4'33'', которая названа так потому, что длится 4 минуты 33 секунды. В течение всего этого времени пианист не издает ни звука. |
. . |
для них характерно одиночное произведение, созданное
индивидуальным художником, они предполагают иерархию
сюжетов, когда одни сюжеты считаются важными,
глубокими, благородными, а другие — неважными,
тривиальными, низкими. Средства массовой коммуникации
демократичны: в них ослаблена роль создателя, автора
(из-за того, что используются процессы, основанные
на случайности, а производство имеет коллективный характер),
а материалом для них служит весь мир.
. . |
различия между подлинником и подделкой, оригиналом
и копией, хорошим вкусом и плохим. В средствах
массовой коммуникации эти различия смазаны, если
не совсем отменены. В изобразительных искусствах
предполагается, что определенные темы или восприятия
нагружены смыслом. Средства массовой коммуникации
в существе своем бессодержательны. (Эту истину
и выражает знаменитое высказывание Маршалла Маклюэна
«The medium is the message»). Их тон по преимуществу
ироничен, невозмутим или пародиен.
создаваться таким образом, чтобы конечным результатом
стала фотография. Модернисту придется перефразировать
изречение Патера, что все искусство стремится к тому,
чтобы стать музыкой. Теперь все искусство стремится
к тому, чтобы стать фотографией.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----наша страничка----
Лекция Бориса Гройса
о том, что такое
современное искусство
Комментариев нет:
Отправить комментарий