
скоро может грозить полный крах
Текст Владимир Панкратов
деньки? Наверное, счастливчики какие-нибудь —
те, кто и так достаточно счастлив сегодня, чтобы
не грустить по тем беззаботным
счастливым годам.
Я сегодня тоже вполне себе счастлив (серьезно
не учусь ни в каких университетах. Но
все же
иногда вспоминаю свой университет — потому что я закончил его
только два года назад.
И что же я вспоминаю? То, как наша самая молодая учительница
в первый раз зашла в аудиторию в такой короткой юбке, что рты
пооткрывали даже наши модницы? Или как однокурсница,
задыхаясь от смеха, рассказала нам о забавном гадании: сходил
в туалет по большому в форме сердечка — жди жениха! Сходил
крестиком — можно уже ничего не ждать. Да нет, мне и сейчас
всего этого хватает. Не хватает мне другого.
Каждый раз я
вспоминаю старика. Высохшего, сгорбленного, охрипшего, беззубого старика, с
которым мы провели один семестр. Мы, экономисты, из-за технической
направленности университета, должны были пройти курс материаловедения. Это
такой предмет, где вам, например, объяснят, из чего и как изготавливается
какая-нибудь втулка. Раз в неделю, на три часа, мы перемещались в покрытое
внутри и снаружи плесенью здание факультета машиностроения, и в темной
комнатке, похожей на каморку, этот старик объяснял нам разницу олова и свинца.
Называя вещи
своими именами, признаюсь, что старикан нас достал. Добиваясь, чтобы мы поняли
то, что неподсильно нашим гуманитарным головам в принципе, он заставил нас
сделать больше, чем требовали от нас все остальные преподаватели за последние
два года обучения. И что
в итоге? Я стал разбираться в металлургии лучше, чем в
экономике? Говоря откровенно, меня по-настоящему не привлекало ни первое,
ни
второе. Соответственно, из курса старикашки я запомнил столь же мало полезного,
как и из экономических лекций. Кроме, пожалуй, некоторых фактов, которые тогда
стали для меня открытием. Например, о том, что рельсы (которые вообще
двутаврами называют) имеют вид буквы «Н». Или о том, что строительные
шлакоблоки делают из шлаков, образованных на стенках доменной печи при выплавке
чугуна. Но я
не об этом.
50-60%
своего
рабочего времени
тратят преподаватели на заполнение
и составление различной
документации, журналов, графиков занятий и пр.
Старик был честен
с нами. И с самим собой, и со своей профессией. Слушая других преподавателей,
было нетрудно понять, зачем они пришли
в аудиторию. Кто-то прочитывал (в
буквальном смысле) лекцию роботоподобным голосом и, если успевал это сделать до
звонка, смывался пораньше. Кто-то, давно
утвердившись в мысли, что все студенты
это глупые звери, в которых «сколько ни
вбивай, все равно без толку», переставал тратить на нас нервы и с кислым лицом
просил к нему
не приставать. Кто-то говорил, что за отведенное нам время
пытаться
что-либо усвоить все равно бесполезно, поэтому тратил это время на то,
чтобы пообщаться со студентами о всякой чепухе. И все были довольны.
Старик же был всегда всем недоволен. О том, что из нас
вряд ли в конце семестра выйдет что-то толковое, мы были предупреждены им
сразу.
Но с того же дня это «толковое» он начал вкладывать в нас с завидным
упорством. Пропитанный практикой советского образования, он был непреклонен и
мучил нас до конца. Зато он не решал за нас, звери мы или не звери, а дал нам
право выбрать самим. И мы выбрали второе. Потому что по-человечески невозможно
выбрать иное, когда передвигающийся
с трудом старичок делает все, что должен
делать, приходя на свое рабочее место, в это темное, покрытое плесенью здание.
Абсурдное сравнение, но таких стариков, как и ветеранов,
осталось уже немного. Старикам у нас, конечно, почет, но «уступите дорогу
молодым!». Развивать крепкую систему образования в стране будут они. А стариков
оставьте в покое, пусть они доживают свой век. Но ох как мне — и я думаю,
многим из нас — их не хватает.
Владимир Панкратов: Да, всё именно так и было!
«Старый учитель». Доу Герард, нидерландский художник. 1671 год.
------------------------
Следите за нашими обновлениями на фейсбуке.
Помню как частенько жаловался маме "Препод - просто зверь, то и дело валит..." на что мудрая мама (которая сама в детстве настрадалась от учителей, да что там, вся жизнь как в школе, её мама была учительницей) отвечала - "Значит твой учитель уважает свою дисциплину!". Спустя годы я это понимаю)
ОтветитьУдалить