
«Ликбез в искусстве» и начинает
с самого первого узбекистанского
фотографа, который снимал
Ташкент еще 80 лет назад
Текст Владимир Панкратов
Фото Владимир Панкратов и фотоархив сайта maxpenson.com
П Р О Л О Г
Современное искусство хорошо не только тем, что
оно никогда
но и
потому, что может пригодиться в самых разных ситуациях.
Знания имен современных
художников мгновенно возвысит вас
на интеллектуальной лестнице в любом
обществе; на выставку
можно пригласить девушку и приятно удивить ее коротким
рассказом о какой-либо картине; ну а если вы не просто знаете
историю, а еще и
можете отличить хорошую работу от той,
что претендует на звание объекта
современного искусства, вам
вообще нет цены.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
magenta начинает
серию материалов, в которых мы будем рассказывать
о фотографах, художниках
и других арт-деятелях времен прошедших
и нынешних, а также учить вас отделять
зерна от плевел. Начнем,
как водится, издалека, и в первом выпуске расскажем о фотографе,
во многом благодаря которому мы сегодня знаем, как выглядел Ташкент
20-х и 30-х
годов.
Макс
Пенсон
Пенсон ролидся в России, а 22 года переехал с семьей
в УзССР, а в 33 стал работать
фотокорреспондентом
в «Правде Востока». Из-за огромного архива фотографий,
оставленных им, его называют «летописцем истории
Узбекистана». На выставке в
Лондоне в 2007 году
его называют «Классиком фотомодернизма».
Самой известным снимком Пенсона, за которую он
получил высшую награду на Всемирной Парижской
выставке в 1937 году, считается «Узбекская
Мадонна»
с узбечкой без чадры, кормящей грудью ребенка.
![]() |
Нажмите, чтобы увеличить. |
Фотографии Пенсона до сих пор
выставляются в
разных городах
мира. Вчера, 5 апреля, выставка
его работ открылась в галерее
Art&Fact.
На открытии была дочь
Макса Захаровича, Дина Ходжаева,
считаемая первой в
Узбекистане
женщиной-фотографом. Сегодня
ей 81 год.
Если вы не успеете посетить выставку,
фотографии
Пенсона можно в большом
количестве просмотреть и на посвященном
ему сайте. Если
вы все же найдете время,
представляем вашему вниманию подробный
разбор одной из
фотографий Макса Пенсона —
подобный разговор вы сможете завести
со своими друзьями, изрядно их удивив.
Разбор фотографии
«Мамы учатся»
Фотографию обсуждают Владимир Панкратов, фотограф
Анастасия Шадиева
и художник Зафар Шабдурасулов.
— Какой сейчас у них предмет?
— По лицам не видно. Если была б математика, лица, наверное,
— По лицам не видно. Если была б математика, лица, наверное,
должны были бы быть грустными. Особенно у женщин, они
с
математикой не дружат.
— Почему? У женщин, кстати, больше развита логика,
чем у мужчин.
— Известная женская логика.
— Нет. Нормальная логика больше развита у
женщин,
а интуиция у мужчин.
— Чувства это же женская епархия, а логика —
мужская.
— Здесь я не соглашусь. Мужчины как раз более
чувствительные.
— Мы отошли от темы. Когда в нашем регионе стали
появляться школы?
— Я забыла историю.
— Пенсон вообще снимал в двадцать каком-то году.
— Когда женщины начали снимать паранджу? Я
думаю,
что это двадцатые годы.
— Наверняка.
— Когда школы только начали открываться, кто
туда шел?
— Да всех загоняли просто.
— Особенно женщин. У мужчин и до этого был
доступ
к обучению, в медресе, например.
— В медресе ходили те, у кого были средства.
— Но в любом случае это могли быть только
мужчины.
— А кто вообще тогда преподавал в женских классах?
— Я думаю, все-таки мужчины. Только если это был
европеец,
одного его наверняка не оставляли в классе с ученицами.
— Да кто угодно мог преподавать, учителей мало
было.
Кто знает, сколько будет 35 минус 18, тот и преподает. Любой
грамотный
человек мог преподавать.
— Ну я не думаю, что совсем любой.
— Хорошо, у меня другой вопрос. Почему доска
стоит
не перед учениками, а сзади них?
— Это постановочный кадр.
— Пенсон попросил так сделать?
— Не знаю, это была просто догадка.
— Я тоже не знаю. А может там две доски.
— Ну парты точно не двусторонние.
— Парты вообще трэш. Ужас.
— Да ладно, самые обычные парты, у меня такие
стояли
в универе.
— Вы заметили, инвентаризация была всегда.
— Это знаки инвентаризации?
— Возможно. Мне кажется, у них сейчас или
письмо,
или математика.
— Ну да, наверное, тогда был не особо широкий
выбор
предметов. Тут подписано: «Мамы учатся».
— Наверное, с позволения мужа замужние мамы
могли идти
учиться. Или с приходом советской власти такого
уже не было?
— Да всех заставляли учиться.
— Тогда сначала им надо было заставить мужа
отпустить
жену.
— Теперь чисто художественный вопрос. Как вам
этот кадр с художественной точки зрения, и что бы
вы сделали по-другому?
— Очень упорядоченно.
— Это явно не авангардная композиция. Мне
вообще, честно
говоря, кажется, она немного слабовата.
— Меня очень смущает эта линия посередине кадра.
— Фотографов всегда смущают линии, которые
что-то «режут».
— Я бы с удовольствием отодвинулся назад, чтобы
было
видно ноги, пол, дверь.
— Окно, которое однозначно с левой стороны.
— Тогда ощущение того времени было бы еще
жестче.
— Ощущение ужаса.
— Может, были чисто технические проблемы?
— Может у него была стенка за стеной, ему просто
было
некуда отодвигаться.
— Да, вроде создается впечатление, что классы
очень
маленькие. Здесь 10 человек.
— Кто-то еще пропустил, там есть свободные
места.
— Кто-то прямо сейчас становится мамой. Нет,
а
почему так мало людей в одном классе?
— Наверное, этот снимок сделали просто для
пропаганды.
— Пропаганда образования.
— Да и вообще, просто пропаганда. Эти снимки
помещались
же в газету.
— Тогда вся композиция логична.
— Да, тогда и воздух не нужен, и линия ничего не
портит.
— А мне все равно нравится паранджа.
— Вы бы хотели одеть?
— Нет, она просто мне нравится. Хотя, если б я
поехала
снимать в горячую точку, я бы одела, чтобы не быть
примечательной.
— А мне здесь больше всего нравится доска с
этими
большими цифрами.
— Кстати, а почему минус, а не плюс. Они могли
наполнить
агитацию более тонкими посылами. Почему минус, а не плюс?
Это
отрицание?
— Наверное, об этом Пенсон не думал тогда. Да и
вообще,
тем, кто смотрели на эту фотографию, было все равно.
Не все знали
разницу между плюсом и минусом.
— Ну почему, деньги все умели считать.
— Деньги считают только в плюс.
— Мне кажется, он так глубоко не задумывался.
Хотя все
его кадры довольно продуманные.
---------------------------
Следите за
нашими обновлениями на фейсбуке.
Интервью с посетителями
фотовыставки Станислава
Магая «Плавильный казан»
в галерее Art&Fact.
Комментариев нет:
Отправить комментарий