Текст Дильноза Мирхаликова
«Степной волк» Германа Гессе рекомендуется людям,
которые устали. Если в вашем окружении есть зануды,
разучившиеся радоваться мелочам и говорить «спасибо»,
то им непременно следует почитать это произведение.

«я не такой как все, все — банальны, я — прекрасен, но все равно себя ненавижу, потому что по-любому ем и сплю благодаря жуткому мещанскому миру, который я тоже глубоко ненавижу». Вот такая непростая дилемма выдается герою, который представляет собой в первой
половине произведения унылое зрелище, этакий
Болконский до войны, Печорин до Кавказа.
![]() |
ь . . . . . . . . |
Собственно,
книга и относится к немецкому
романтизму, очень познавательны
размышления
автора о филистерах. Увы,
такие понятия перестали встречаться в моей
а хотелось бы, чтобы люди все-таки
оперировали социо-культурными
понятиями
вместо ненормативной лексики.
Не понравился тебе человек — не обязательно
переживать и называть его грубо. Если он не
разделяет твою страсть к музыке
Гайдна, обозначь его для себя просто филистером, иначе говоря, человеком без
духовных потребностей.
Тут
вы подумаете, что ваша разборчивость делает вас круче и выделяет из серой массы, однако у Гессе не все так очевидно. Автор уходит более глубоко в своем
видении настоящих «цветов» среди людей. Большинству из них некомфортно. А если
ты ешь и спишь и вполне жизнерадостен, а музыка Гайдна звучит из
радиоприемника, то ты
тот же филистер. И не стоит тешить себя надеждой, что ты на
правильном пути. Ты все тот же потребитель, в сущности, пыль земли,
а не соль.
Мне
не хочется сейчас распространяться о символах и их значениях (коих пруд пруди в
этом произведении), но интересно, чем эта книга была бы полезна сегодняшним
неудачникам. Вот и я говорю как типичный филистер, поскольку понятие полезности
опять таки
не вмещается в насыщенное сознание «человека». Отмечу, что филистер
это еще не человек, а только эмбрион, лежащий в направлении развития.
Но вот
вторая часть книги захватила бы вас героями-двойниками,
что также свойственно
для романтизма и даже местами для постмодернизма. Выпадение из реальности в
ирреальность отсылает нас к Гофмановским произведениям, и это не может не
радовать, поскольку к Гессе надо определенно подготовиться, настроиться,
возможно, включить Моцарта (любимого композитора Гессе).
Итак,
самый экшн, собственно впереди: любовная линия. Герою около пятидесяти, а он
совсем не отчаивается, вокруг него молодые ментальные энтузиастки, мечтающие о
многом, но страдающие от земной скукоты и поэтому ничего веселее, как быть
содержанками, они не придумали. Чем не оправдание. Нормальная такая позиция тех
женщин, которые стремятся к прекрасному, только окольными путями, где много
много много разных мужчин. Но они вовсе не проститутки, назвать их таковыми
было бы верх мещанства, они — души в поиске, романтики, если угодно.
Если
вам понравился булгаковский бал сатаны, то этот трип
героев вы тоже зацените по
достоинству, тем более,
что здесь он напичкан психологизмом, всё как мы —
люди
21 века — и любим. Новое видение проблемы «я супер
не такой как все»
заключается в мысли Гессе о том, что мы
распадаемся на множество и этого не
нужно стесняться.
Если ты ощущаешь себя Ганди, а после обеда ты простой
офисный
клерк, то это вполне «по-человечески», и только
мещанский мир назовет это
размножением личности и,
что еще хуже, отклонением от нормы. И вот здесь
прослеживается популярная нынче мысль о том, что нет
сумасшедших. Чеховские
страдания вовсе не напрасны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий