12 июля 2013 г.

Распад на кусочки







Текст Дильноза Мирхаликова






«Степной волк» Германа Гессе рекомендуется людям, 
которые устали. Если в вашем окружении есть зануды, 
разучившиеся радоваться мелочам и говорить «спасибо», 
то им непременно следует почитать это произведение. 
Первая часть полна теории и размышлений на тему 
«я не такой как все, все — банальны, я — прекрасен, но все равно себя ненавижу, потому что по-любому ем и сплю благодаря жуткому мещанскому миру, который я тоже глубоко ненавижу». Вот такая непростая дилемма выдается герою, который представляет собой в первой 
половине произведения унылое зрелище, этакий 
Болконский до войны, Печорин до Кавказа. 





ь
.
.
.
.
.
.
.
.

Собственно, книга и относится к немецкому 
романтизму, очень познавательны 
размышления автора о филистерах. Увы, 
такие понятия перестали встречаться в моей 
жизни с окончанием университета, 
а хотелось бы, чтобы люди все-таки 
оперировали социо-культурными понятиями 
вместо ненормативной лексики. 
Не понравился тебе человек — не обязательно 
переживать и называть его грубо. Если он не 
разделяет твою страсть к музыке Гайдна, обозначь его для себя просто филистером, иначе говоря, человеком без духовных потребностей. 






Тут вы подумаете, что ваша разборчивость делает вас круче и выделяет из серой массы, однако у Гессе не все так очевидно. Автор уходит более глубоко в своем видении настоящих «цветов» среди людей. Большинству из них некомфортно. А если ты ешь и спишь и вполне жизнерадостен, а музыка Гайдна звучит из радиоприемника, то ты 
тот же филистер. И не стоит тешить себя надеждой, что ты на правильном пути. Ты все тот же потребитель, в сущности, пыль земли, 
а не соль.

Мне не хочется сейчас распространяться о символах и их значениях (коих пруд пруди в этом произведении), но интересно, чем эта книга была бы полезна сегодняшним неудачникам. Вот и я говорю как типичный филистер, поскольку понятие полезности опять таки 
не вмещается в насыщенное сознание «человека». Отмечу, что филистер это еще не человек, а только эмбрион, лежащий в направлении развития. 

Но вот вторая часть книги захватила бы вас героями-двойниками, 
что также свойственно для романтизма и даже местами для постмодернизма. Выпадение из реальности в ирреальность отсылает нас к Гофмановским произведениям, и это не может не радовать, поскольку к Гессе надо определенно подготовиться, настроиться, возможно, включить Моцарта (любимого композитора Гессе). 







Итак, самый экшн, собственно впереди: любовная линия. Герою около пятидесяти, а он совсем не отчаивается, вокруг него молодые ментальные энтузиастки, мечтающие о многом, но страдающие от земной скукоты и поэтому ничего веселее, как быть содержанками, они не придумали. Чем не оправдание. Нормальная такая позиция тех женщин, которые стремятся к прекрасному, только окольными путями, где много много много разных мужчин. Но они вовсе не проститутки, назвать их таковыми было бы верх мещанства, они — души в поиске, романтики, если угодно.






Если вам понравился булгаковский бал сатаны, то этот трип 
героев вы тоже зацените по достоинству, тем более, 
что здесь он напичкан психологизмом, всё как мы — люди 
21 века — и любим. Новое видение проблемы «я супер 
не такой как все» заключается в мысли Гессе о том, что мы 
распадаемся на множество и этого не нужно стесняться. 
Если ты ощущаешь себя Ганди, а после обеда ты простой 
офисный клерк, то это вполне «по-человечески», и только 
мещанский мир назовет это размножением личности и, 
что еще хуже, отклонением от нормы. И вот здесь 
прослеживается популярная нынче мысль о том, что нет 
сумасшедших. Чеховские страдания вовсе не напрасны. 
6-я палата все еще чему-то нас учит. 





























Комментариев нет:

Отправить комментарий