3 июня 2013 г.

Дело есть







Текст и фото Владимир Панкратов





В прошлую субботу, 1 июня, я был в Ильхоме. При входе мне, 
как и всем остальным, чудесная девушка в синем предложила 
выбрать одну из картонных табличек с надписями, повесить 
ее на себя и в таком виде просмотреть новую выставку 
современного искусства от арт-группы Semochka «Искусство 
в массах».












В тот день я ни у кого не брал интервью, поэтому 
придется выслушать мои собственные впечатления 
и размышления. Ну а поразмышлять я бы хотел, 
как это ни бессмысленно, о том, каков был изначальный 
замысел авторов и «что всё это значит». Хотя дело это, 
конечно, неблагодарное — у самих художников, 
которым не интересно разжевывать нам свои замыслы, 
в таких случаях обычно не сходит с лица хитрая 
ухмылка. А еще есть мнение, что смысл произведению 
современного искусства придает сам зритель. То есть 
у каждого субъекта он получается свой. Но знаете, 
это даже не мнение — это настолько логично, что даже 
тривиально. И потом, художник, автор, создатель — 
такой же субъект, как и все остальные, и он тоже 
придает своей работе свой, персональный смысл. 
Так вот авторский смысл мне обычно и интересен. 
Поэтому, будучи тем-еще-занудой, погружаюсь 
в глубокую нудистику (от слова «нудный») в поисках 
этого смысла.










































Если помните, там были таблички (см. фото). На одной написано: «Современный 
художник», на другой: «Мне нет дела до вашего искусства!!!» Я выбрал вторую, 
потому что, при всем желании приобщения к искусству, современным художником 
я себя назову, наверное, лишь перед самой смертью — чтобы не пришлось 
смотреть в глаза тем, кто меня услышит. Вообще же, к моему радостному 
удивлению, почти никто из зрителей (большинство из которых пришли на спектакль 
Панкова, а не на выставку) не сторонился этой игры с табличками и вешали себе 
на плечи «картонные баблы». А еще я был удивлен тому, как много человек взяли 
табличку с черной надписью.

Но неважно, кто что выбрал. Потому что у троих, пятерых, десятерых человек, 
нацепивших на себя одну и ту же табличку, были на то совсем разные причины. 
1) я не хочу называть себя художником; 2) моя знакомая выбрала красную 
картонку, чтобы не повторяться с мужем, который взял черную; 3) моему другу 
больше понравились красные буковки, и т.д. Это я, опять же, к тому, что гораздо 
интереснее понять, для чего эти таблички понадобились самим авторам.














































































И наконец, о самих экспонатах. Это висящие 
на стенах и стоящие на полу обтянутые плотной 
тканью объекты — надо думать, символы неких 
картин и скульптур. Все они разной формы, 
но одинакового содержания. Этой одинаковости 
мои бюрократические мозги смогли выдумать 
лишь два объяснения: их содержание или а) скрыто 
от зрителя, но его можно «постичь», заглянув 
за ткань; или б) непонятно зрителю в принципе, 
то есть ткань — это не завеса, а символ того, 
как выглядят произведения (особенно 
современного) искусства для любого заурядного 
человека: не видно разницы одного от другого 
и вообще ничего не понятно.



Теперь давайте теоретизировать. Если вы, к примеру, выбираете табличку «Современный художник» — наверное, все эти «пустые», «чистые» объекты предоставляют вам в качестве поля деятельности. Вы можете сами начать рисовать что-то на одной из тканей, или, забравшись на постамент, создать свое, сиюминутное произведение современного искусства. Но вообще я сомневаюсь, что авторы открывали площадку для молодых дарований, хотя это интересно — 
я бы встал на какую-нибудь тумбу, открыл бы Селинджера 
и прочел бы любую из его глав.



И всё же главную роль здесь играют, я думаю, красные таблички. Фразой 
«Мне нет дела до вашего искусства!!!» можно было назвать всю выставку. 
Авторам гораздо интереснее те, кто выбрал эту фразу, это всё посвящается 
им. Второй вариант придуман просто для «выбора». Может, как раз потому 
варианты и «неравносильны»: например, черный мог звучать: «Мне 
интересно современное искусство», или, наоборот, красными буквами 
могло быть написано: «Современный зритель». Но нет. Варианты таковы, 
что «простому обывателю», которому не подходят они оба, ближе будет 
всё же красненький.












































Затем могу предложить два варианта. Вариант 
первый: этот обыватель, подойдя к обернутым 
картинам, всё же «понимает», что ему не все равно — 
он начинает вглядываться в ткань, размышлять, 
что за ней припрятано, пытаться ее даже убрать. 
Это простое любопытство. Таким образом искусство 
всё же берет верх — оно смогло вызвать у человека 
интерес. Вариант второй: раз тебе нет дела до нашего 
искусства — получай то искусство, которое ты 
заслуживаешь.














Исходя из вышесказанного, делаю вывод: выставка «Искусство в массах» — 
это воззвание к тем, кто не хочет понимать современно искусство, обходит его 
стороной, не считает чем-то серьезным, смеется над ним. Если мои домыслы 
верны, то мне понравилась форма, в которой всё это было выражено, 
но не понравилась сама идея. Пытаться привлечь к искусству тех, кому 
на самом деле нет до него дела — дохлый номер. Это как если я 
ради увеличения числа читателей попрошу бабушку посоветовать ее 
подругам найти мой блог в сети. Кричать о том, что современное искусство 
остается непонятым — тоже нет смысла. Это как жаловаться на старшего 
братика за то, что он отобрал печеньку. Делайте само искусство, а не акции 
по его продвижению. Ну а если мои домыслы неверны — значит, я выбрал 
в тот вечер правильную табличку. И здесь, может быть, заключен «обратный» 
манифест, уже от зрителя к художнику: если вы хотите, чтобы ваши работы 
понимали больше людей, делайте их более понятными.

И еще две вещи. Во-первых, семечки от Семочки были старые. Художники 
скажут мне: «Семечки там нужны не для того, чтобы их ели». А я скажу: 
«А вы что, храните их от выставки к выставке в специальной комнате 
и следите за тем, чтобы их никто не щелкал?» И во-вторых, 
вдохновленные выставкой, мы с редакцией magenta тоже хотим 
представить свою арт-работу, которую можно посмотреть здесь.





----наша страничка----













Фотовыставка 
немецкого фотоблоггера 
и французского фотографа


Комментариев нет:

Отправить комментарий