8 июля 2013 г.

Попытка не пытка








Текст Владимир Панкратов







.
Публичные кинопоказы для Ташкента вроде как не новость, 
но в то же время еще совсем не традиция. И совершенно непонятно, 
станет ли это вообще традицией, или мы так и будем наблюдать, 
как открываются и закрываются один клуб за другим. Мы поговорили 
с людьми, которые уже проводили кинопоказы в столице — о том, 
почему показы не проводятся сейчас; и с теми, кто показывает 
фильмы сегодня — о том, кто на эти показы приходит.


-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --













Как к вам попал проектор из Музея кино? В одном из обсуждений 
в Paradiso возникла идея показывать кино дома. Мы 
попытались найти проектор общими усилиями, кто-то 
предложил нам обратиться к бывшему директору Музея 
кино Олегу Карпову. Он одолжил нам его на время, пока мы 
не обзаведемся своим.

Что это за клуб — Paradiso? Киноклуб Paradiso возник прошлым
летом. Он собрал и объединил некоторое количество 
киноманов, в результате чего стало ясно, что в Ташкенте 
можно найти любителей другого кино. Показы проводились 
раз в неделю по воскресеньям в различных ресторанах. 
На данный момент председатель киноклуба Азиз Хакимов 
находится в затяжном отпуске.

Мы еще слышали про показы кино в Ильхоме и некий клуб
Шахнозы Муминовой. На показы в театр Ильхом мы 
ходили регулярно. Это было хорошее место для 
проведения показов арт-хаусных фильмов, рассчитанных 
на более широкую аудиторию. Там проходили показы таких 
популярных ныне режиссеров среди определенных кругов, 
как Ларс фон Триер, Александр Сокуров, Вим Вендерс. Но, 
несмотря на это, людей ходило немного. На показы также 
попадали люди незнакомые с такого рода фильмами, они 
обычно покидали зал во время показа. Это было печально 
и смешно одновременно. В итоге у театра Ильхом стали 
появляться то одна, то другая причина, чтобы 
приостанавливать показы Карпова. Показы Шахнозы 
Муминовой были обращены к более массовому зрителю, 
но в связи с ее отъездом показы прекратились.

Как вы выбираете фильмы для показа? Долго и мучительно. 
Выбираем вместе с Натальей Раченковой. Стараемся, 
чтобы фильм был одновременно шедевром мирового 
кинематографа и просто интересно смотрелся. Главной 
нашей целью, пожалуй, является вовлечение новых людей, 
которые обладают интересом к необычному кино, но пока 
недостаточно информированы. Поэтому выбираем разных 
режиссеров, непохожих друг на друга.

Не страшно пускать к себе домой кого-то незнакомого? Или 
                                        к вам только знакомые приходят? Возможно, мы 
несколько наивны, но мы не думаем, что среди наших 
зрителей окажутся не чистые на руку люди. И вообще, 
здесь красть нечего, кроме самого проектора. На показы 
приходят разные люди, и мы рады, когда видим новые лица.






-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --












Мы придумали Paradiso с моим другом Костей Еремеевым в апреле прошлого года. Сначала киноклуб существовал только как интернет-проект, а 8 июля, с помощью нашего друга Артема Гайфуллина, мы провели первый киносеанс в ресторане Affresco, показывали финский фильм «Человек без прошлого».
А что значит «как интернет-проект»? Мы были только на фейсбуке и готовили свой сайт, не думая, что это будет какой-то локальный киноклуб.
В заведениях, где мы проводили сеансы, вам шли на встречу? Да, хозяева этих заведений относились к нам очень лояльно, что лично для меня стало приятной неожиданностью. На них мы обычно выходили через друзей и знакомых. Всего мы провели три сеанса в ресторане Afrecso, один в ресторане «Тарона», два в ресторане «Ле Пота» и три в кинотеатре «Азия». Последний прошел в конце октября, после чего наступила длительная пауза, которая, по большому счету, ни с чем не связана. Просто я опять хотел вернуть показы в помещения ресторанного типа, а на тот момент ничего подходящего не нашлось. Так прошла неделя, вторая, третья, потом каждый стал заниматься своими делами, и киноклуб как-то ушел на второй план. Но сейчас мы готовим грандиозное возрождение киноклуба, ведем активные переговоры с теми, кто может предоставить нам площадку, и, думаю, к июлю мы вновь запустимся в прежнем виде.






























Грандиозное? Да, грандиозное, с большим размахом.
А что вы знаете о том, что кино имеют право показывать те, у кого есть какая-то специальная лицензия? Вроде правда, но у нас пока проблем не возникало. Нас же в любом случае не посадят за это, а договориться я как-нибудь смогу. Непосредственно за фильм мы денег не берем, и проект этот точно некоммерческий.
А заведениям вы не платили? В Affresco у нас были десерты, квас, вода, вино, арендная плата, концерт музыкальной группы — это входило в цену билета (от 10 000 до 18 000 сум), в LePota и в «Тароне» было бесплатно, в «Азии» билет стоил 5 000 сум, но все деньги шли кинотеатру.
Какой-нибудь сеанс запомнился чем-то особенным? Мой любимый сеанс, когда сюда приезжал режиссер из Англии, который был номинирован на Оскар за свой короткометражный фильм.
Как вы его достали? Он приезжал к друзьям. Среди них оказалась и моя подруга, которая нас с ним и свела.
Ясно. Значит, сейчас снова будете проводить показы в ресторанах? Думаю, да. Мне так интереснее. Гораздо интереснее банального похода в кинотеатр, у нас же все-таки сообщество, клуб. А в ресторанах удобнее общаться, обмениваться мнениями. Собственно, для общения и новых знакомств Paradiso и задумывался.










































Я увлекся я кино немногим позже Азиза. Он, будучи долго вдалеке от дома, успел пристраститься к высокому кинематографу и просмотреть действительно очень много картин разных режиссеров и течений. Я же, наоборот, подходил к выбору фильма основательно, потому что не мог себе позволить потратить впустую два часа времени: всегда много работал и свободного времени для кино находил не часто. Но вне зависимости от разных обстоятельств, кинематограф стал главным блюдом в меню моего досуга и основной темой наших с Азизом разговоров. Идея организовать клуб возникла у меня, как, впрочем, и его название: аллюзия к знаменитому фильму Торнаторе. 
Вы наверное знаете, что наши показы наши стали естественным и логичным продолжением активного общения, проходящего в нашей группе на Фейсбуке. В итоге нашу идею поддержали многие, но как это часто бывает, народ приходил лениво, раз за разом выдумывая отговорки. Тем не менее, показы возымели некоторый успех и по принципу снежного кома все больше почитателей самого популярного искусства стали приходить к нам.
Как мы и ожидали, в основном это были молодые, но по-синефильски образованные люди, ищущие в нашем городе хотя бы маленькую толику кинематографа, сделанного не в Голливуде, люди жаждущие, скучающие по закрытому Музею кино, и те, кто даже не знает, что такой кинотеатр был у нас в городе.
Я хотел бы сказать спасибо Гайфулину Артему, без которого, наверное, не состоялся бы ни один показ, и Белоножко Вячеславу, неутомимые физические способности которого раз за разом помогали нам проводить наши встречи.































Страница на фейсбуке, группа на фейсбуке



-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --













Я обычно в Ташкенте не живу, но так получилось, что мне надо было жить там некоторое время, которое растянулось на год. Поскольку я не работала, мне было необходимо заняться чем-то, так как я человек очень активный и без дела сидеть не могу. Активно общаясь в ФБ, я заметила, что люди часто делятся впечатлениями о фильмах, то в разных группах, то на своих страницах, и это неизменно вызывает интерес.
Я и сама люблю смотреть фильмы, а поскольку покупать их не намеревалась, то стала спрашивать, кто может записать / дать мне тот или иной фильм для просмотра. Часто это были 
ретро-фильмы, которые в кинотеатрах не идут, и поэтому 
я быстренько открыла в ФБ группу — «Фильмотеку», — 
целью которых был обмен фильмами в цифровом и ином 
формате. К моему удивлению, группа быстро стала 
популярной, и однажды родилось предложение совместно 
посмотреть какой-то фильм.





















































Для первого раза мы собрались в кафе LePota, у них был большой экран и проектор. Получилось здорово, в группе развилась активная дискуссия с предложением повторить показ, и я решила поставить это дело на регулярную основу. Но некоторым участникам, да и мне самой, было довольно накладно выполнять условие ресторана об обязательном заказе на каждого присутствующего, и я решила сходить в кинотеатр Азия на Юнусабаде недалеко от моего дома. Там меня приняли радушно, и с удовольствием согласились предоставить мне малый зал для наших просмотров, который вмещал 20 человек и практически всегда пустовал. Стоил просмотр 5 000 сум с человека.
По поводу выбора фильмов, я начинала дискуссию в группе. 
Но предложения разнились кардинально, и я решила делать 
опросы по жанрам: на один день недели планировалась 
мелодрама, а на другой — боевик, или драма, или комедия, 
и так далее. Конкретные фильмы иногда предлагались 
участниками, а иногда я выбирала сама; но их надо было еще 
найти, что всегда получалось — или он был у кого-нибудь 
из участников, или мы брали в прокат в видеотеке на ОДО.



.

.
Бывало, что на просмотры приходило по 5 человек, а бывало и по 20. Во время просмотров мы также обменивались фильмами: люди приходили с лэптопами и носителями и записывали фильмы друг другу. После фильмов мы иногда шли в ближайшее кафе попить чаю с пирожными и обменяться эмоциями и впечатлениями. Иногда мы просто договаривались сходить вместе в обычное кино, а один раз я собрала народ у себя дома. Тоже было здорово.
Группа моя до сих пор существует, но сейчас она больше для обсуждения и обмена мнениями о тех или иных фильмах. Обмен тоже все еще иногда происходит, но просмотров, насколько я знаю, больше нет — потому что я уехала из Ташкента в Грузию. Без меня тоже ребята пытались, я их поощряла, снабдила их всеми контактами. Но что-то не получилось, увы и ах.






-- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- --










Почему закрылся Музей кино? Музей Кино изначально был костью в горле у целого ряда организаций, таких как Узбеккино, Министерство культуры, Фонд Форум, ГУВД, Городской Хокимият, МИД. Открыт он был чисто по недоразумению и просуществовал почти 6 лет только из-за того, что мы активно играли на противоречиях всех вышеназванных организаций.
А что произошло с показами фильмов в Ильхоме? После проведения фестиваля Независимого кино (CAFIF) в июне 2012 года к руководству было много вопросов со стороны разных проверяющих организаций, в первую очередь СНБ. Потом было много вопросов по поводу 24 фестиваля videoART.uz (точнее, по поводу плаката фестиваля), хотя он проходил не в Ильхоме. Тогда же они, похоже, и решили дистанцироваться от меня, как человека слишком их дискредитирующего.
Что вы знаете о киноклубе «У Андрея»? Киноклуб «У Андрея» небольшой, на 20-30 мест, изначально созданный для внутреннего употребления, по сути, тот же квартирник. Попасть туда можно, если кто-то из постоянных участников приведет вас c собой за ручку.












По поводу отмененных показов кино в «Ильхоме» логично получать информацию у художественного руководителя театра Бориса Гафурова. Со своей стороны могу сказать, что причин было несколько: отсутствие интереса публики — на показы приходило чаще всего 7-10 человек. А театр отдавал под эти показы свой единственный выходной понедельник. В этот день обслуживающий показы персонал отдыхает. А если выходит на работу, то необходима двойная оплата. Экономически это было абсолютно не выгодно, и театр нес финансовые потери (находясь и так не в лучшей финансовой ситуации). За остальной информацией обращайтесь, пожалуйста, к художественному руководителю театра. С уважением, Ирина.


Художественный руководитель театра Марка Вайля «Ильхом» Борис Гафуров не ответил на просьбы редакции дать нам короткое интервью.















Комментариев нет:

Отправить комментарий