5 апреля 2013 г.

Старикам тут не место

Почему нашему образованию 
скоро может грозить полный крах



Текст Владимир Панкратов



то не вспоминает университетские счастливые 
деньки? Наверное, счастливчики какие-нибудь — 
те, кто и так достаточно счастлив сегодня, чтобы 
не грустить по тем беззаботным счастливым годам. 
Я сегодня тоже вполне себе счастлив (серьезно 
говорю!), и отчасти счастлив из-за того, что больше 
не учусь ни в каких университетах. Но все же 
иногда вспоминаю свой университет — потому что я закончил его 
только два года назад.

И что же я вспоминаю? То, как наша самая молодая учительница 
в первый раз зашла в аудиторию в такой короткой юбке, что рты 
пооткрывали даже наши модницы? Или как однокурсница, 
задыхаясь от смеха, рассказала нам о забавном гадании: сходил 
в туалет по большому в форме сердечка — жди жениха! Сходил 
крестиком — можно уже ничего не ждать. Да нет, мне и сейчас 
всего этого хватает. Не хватает мне другого.


Пятерка лучших азиатских 
ВУЗов в мировом рейтинге 
учебных заведений 
OS University Rankings 
2012 (сверху вниз):
23 место. 
       Гонконгский университет, Китай.       
25 место. 
Национальный Сингапурский 
университет.
30 место. 
Токийский университет, Япония.
33 место. 
Гонконгский университет 
науки и технологий, Китай.
35 место. 
Киотский университет, Япония.


.
Каждый раз я вспоминаю старика. Высохшего, сгорбленного, охрипшего, беззубого старика, с которым мы провели один семестр. Мы, экономисты, из-за технической направленности университета, должны были пройти курс материаловедения. Это такой предмет, где вам, например, объяснят, из чего и как изготавливается какая-нибудь втулка. Раз в неделю, на три часа, мы перемещались в покрытое внутри и снаружи плесенью здание факультета машиностроения, и в темной комнатке, похожей на каморку, этот старик объяснял нам разницу олова и свинца.

Называя вещи своими именами, признаюсь, что старикан нас достал. Добиваясь, чтобы мы поняли то, что неподсильно нашим гуманитарным головам в принципе, он заставил нас сделать больше, чем требовали от нас все остальные преподаватели за последние два года обучения. И что 
в итоге? Я стал разбираться в металлургии лучше, чем в экономике? Говоря откровенно, меня по-настоящему не привлекало ни первое, 
ни второе. Соответственно, из курса старикашки я запомнил столь же мало полезного, как и из экономических лекций. Кроме, пожалуй, некоторых фактов, которые тогда стали для меня открытием. Например, о том, что рельсы (которые вообще двутаврами называют) имеют вид буквы «Н». Или о том, что строительные шлакоблоки делают из шлаков, образованных на стенках доменной печи при выплавке чугуна. Но я 
не об этом.

50-60%
своего рабочего времени 
тратят преподаватели на заполнение 
и составление различной документации, журналов, графиков занятий и пр.



Старик был честен с нами. И с самим собой, и со своей профессией. Слушая других преподавателей, было нетрудно понять, зачем они пришли 
в аудиторию. Кто-то прочитывал (в буквальном смысле) лекцию роботоподобным голосом и, если успевал это сделать до звонка, смывался пораньше. Кто-то,  давно утвердившись в мысли, что все студенты 
это глупые звери, в которых «сколько ни вбивай, все равно без толку», переставал тратить на нас нервы и с кислым лицом просил к нему 
не приставать. Кто-то говорил, что за отведенное нам время пытаться 
что-либо усвоить все равно бесполезно, поэтому тратил это время на то, чтобы пообщаться со студентами о всякой чепухе. И все были довольны.

Старик же был всегда всем недоволен. О том, что из нас вряд ли в конце семестра выйдет что-то толковое, мы были предупреждены им сразу. 
Но с того же дня это «толковое» он начал вкладывать в нас с завидным упорством. Пропитанный практикой советского образования, он был непреклонен и мучил нас до конца. Зато он не решал за нас, звери мы или не звери, а дал нам право выбрать самим. И мы выбрали второе. Потому что по-человечески невозможно выбрать иное, когда передвигающийся 
с трудом старичок делает все, что должен делать, приходя на свое рабочее место, в это темное, покрытое плесенью здание.

Абсурдное сравнение, но таких стариков, как и ветеранов, осталось уже немного. Старикам у нас, конечно, почет, но «уступите дорогу молодым!». Развивать крепкую систему образования в стране будут они. А стариков оставьте в покое, пусть они доживают свой век. Но ох как мне — и я думаю, многим из нас — их не хватает.
























          
     Владимир Панкратов: Да, всё именно так и было!
     «Старый учитель». Доу Герард, нидерландский художник. 1671 год.



------------------------
Следите за нашими обновлениями на фейсбуке.













1 комментарий:

  1. Помню как частенько жаловался маме "Препод - просто зверь, то и дело валит..." на что мудрая мама (которая сама в детстве настрадалась от учителей, да что там, вся жизнь как в школе, её мама была учительницей) отвечала - "Значит твой учитель уважает свою дисциплину!". Спустя годы я это понимаю)

    ОтветитьУдалить