6 апреля 2013 г.

Кто такой Пенсон


magenta запускает новую рубрику 
«Ликбез в искусстве» и начинает 
с самого первого узбекистанского 
фотографа, который снимал 
Ташкент еще 80 лет назад




Текст Владимир Панкратов
Фото Владимир Панкратов и фотоархив сайта maxpenson.com



П Р О Л О Г

Современное искусство хорошо не только тем, что оно никогда 
не выходит из моды (потому что является одной из ее основ), 
но и потому, что может пригодиться в самых разных ситуациях. 
Знания имен современных художников мгновенно возвысит вас 
на интеллектуальной лестнице в любом обществе; на выставку 
можно пригласить девушку и приятно удивить ее коротким 
рассказом о какой-либо картине; ну а если вы не просто знаете 
историю, а еще и можете отличить хорошую работу от той, 
что претендует на звание объекта современного искусства, вам 
вообще нет цены.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

magenta начинает серию материалов, в которых мы будем рассказывать 
о фотографах, художниках и других арт-деятелях времен прошедших 
и нынешних, а также учить вас отделять зерна от плевел. Начнем, 
как водится, издалека, и в первом выпуске расскажем о фотографе, 
во многом благодаря которому мы сегодня знаем, как выглядел Ташкент 
20-х и 30-х годов.



Макс Пенсон


Пенсон ролидся в России, а 22 года переехал с семьей
в УзССР, а в 33 стал работать фотокорреспондентом 
в «Правде Востока». Из-за огромного архива фотографий, 
оставленных им, его называют «летописцем истории 
Узбекистана». На выставке в Лондоне в 2007 году 
его называют «Классиком фотомодернизма».






Самой известным снимком Пенсона, за которую он 
получил высшую награду на Всемирной Парижской 
выставке в 1937 году, считается «Узбекская Мадонна» 
с узбечкой без чадры, кормящей грудью ребенка.






















































Нажмите, чтобы увеличить.

Фотографии Пенсона до сих пор 
выставляются в разных городах 
мира. Вчера, 5 апреля, выставка 
его работ открылась в галерее 
Art&Fact. На открытии была дочь 
Макса Захаровича, Дина Ходжаева, 
считаемая первой в Узбекистане 
женщиной-фотографом. Сегодня
ей 81 год.





Если вы не успеете посетить выставку, 
фотографии Пенсона можно в большом 
количестве просмотреть и на посвященном 
ему сайте. Если вы все же найдете время, 
представляем вашему вниманию подробный 
разбор одной из фотографий Макса Пенсона —  
подобный разговор вы сможете завести 
со своими друзьями, изрядно их удивив.








Разбор фотографии 
«Мамы учатся»


























Фотографию обсуждают Владимир Панкратов, фотограф Анастасия Шадиева 
и художник Зафар Шабдурасулов.




— Какой сейчас у них предмет?
— По лицам не видно. Если была б математика, лица, наверное, 
должны были бы быть грустными. Особенно у женщин, они 

с математикой не дружат.

— Почему? У женщин, кстати, больше развита логика, 

чем у мужчин.
— Известная женская логика.
— Нет. Нормальная логика больше развита у женщин, 
а интуиция у мужчин.
— Чувства это же женская епархия, а логика — мужская.
— Здесь я не соглашусь. Мужчины как раз более 
чувствительные.
— Мы отошли от темы. Когда в нашем регионе стали 
появляться школы?
— Я забыла историю.
— Пенсон вообще снимал в двадцать каком-то году.
— Когда женщины начали снимать паранджу? Я думаю, 
что это двадцатые годы.
— Наверняка.
— Когда школы только начали открываться, кто туда шел?
— Да всех загоняли просто.
— Особенно женщин. У мужчин и до этого был доступ 
к обучению, в медресе, например.
— В медресе ходили те, у кого были средства.
— Но в любом случае это могли быть только мужчины.
— А кто вообще тогда преподавал в женских классах?
— Я думаю, все-таки мужчины. Только если это был европеец, 
одного его наверняка не оставляли в классе с ученицами.
— Да кто угодно мог преподавать, учителей мало было. 
Кто знает, сколько будет 35 минус 18, тот и преподает. Любой 
грамотный человек мог преподавать.
— Ну я не думаю, что совсем любой.
— Хорошо, у меня другой вопрос. Почему доска стоит 
не перед учениками, а сзади них?
— Это постановочный кадр.
— Пенсон попросил так сделать?
— Не знаю, это была просто догадка.
— Я тоже не знаю. А может там две доски.
— Ну парты точно не двусторонние.
— Парты вообще трэш. Ужас.
— Да ладно, самые обычные парты, у меня такие стояли 
в универе.
— Вы заметили, инвентаризация была всегда.
— Это знаки инвентаризации?
— Возможно. Мне кажется, у них сейчас или письмо, 
или математика.
— Ну да, наверное, тогда был не особо широкий выбор 
предметов. Тут подписано: «Мамы учатся».
— Наверное, с позволения мужа замужние мамы могли идти 
учиться. Или с приходом советской власти такого 
уже не было?
— Да всех заставляли учиться.
— Тогда сначала им надо было заставить мужа отпустить 
жену.
— Теперь чисто художественный вопрос. Как вам 
этот кадр с художественной точки зрения, и что бы 
вы сделали по-другому?
— Очень упорядоченно.
— Это явно не авангардная композиция. Мне вообще, честно 
говоря, кажется, она немного слабовата.
— Меня очень смущает эта линия посередине кадра.
— Фотографов всегда смущают линии, которые 
что-то «режут».
— Я бы с удовольствием отодвинулся назад, чтобы было 
видно ноги, пол, дверь.
— Окно, которое однозначно с левой стороны.
— Тогда ощущение того времени было бы еще жестче.
— Ощущение ужаса.
— Может, были чисто технические проблемы?
— Может у него была стенка за стеной, ему просто было 
некуда отодвигаться.
— Да, вроде создается впечатление, что классы очень 
маленькие. Здесь 10 человек.
— Кто-то еще пропустил, там есть свободные места.
— Кто-то прямо сейчас становится мамой. Нет, 
а почему так мало людей в одном классе?
— Наверное, этот снимок сделали просто для пропаганды.
— Пропаганда образования.
— Да и вообще, просто пропаганда. Эти снимки помещались 
же в газету.
— Тогда вся композиция логична.
— Да, тогда и воздух не нужен, и линия ничего не портит.
— А мне все равно нравится паранджа.
— Вы бы хотели одеть?
— Нет, она просто мне нравится. Хотя, если б я поехала 
снимать в горячую точку, я бы одела, чтобы не быть 
примечательной.
— А мне здесь больше всего нравится доска с этими 
большими цифрами.
— Кстати, а почему минус, а не плюс. Они могли наполнить 
агитацию более тонкими посылами. Почему минус, а не плюс? 
Это отрицание?
— Наверное, об этом Пенсон не думал тогда. Да и вообще, 
тем, кто смотрели на эту фотографию, было все равно. 
Не все знали разницу между плюсом и минусом.
— Ну почему, деньги все умели считать.
— Деньги считают только в плюс.
— Мне кажется, он так глубоко не задумывался. Хотя все 
его кадры довольно продуманные.



---------------------------
Следите за нашими обновлениями на фейсбуке.









Интервью с посетителями 
фотовыставки Станислава 
Магая «Плавильный казан» 
в галерее Art&Fact.

Комментариев нет:

Отправить комментарий